Учитель-логопед 

Шахова Маргарита Алексеевна

(первая квалификационная категория)

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что должен знать и уметь ребенок:

Нормы правильной речи дошкольника.

 

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В исследованиях сообщается о нездоровой тенденции к делерации (замедленном темпе физического и интеллектуального развития).

Каждый родитель задается вопросом: «Как же в норме развивается речь ребенка?». Но не каждый находит на него ответ. Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи: Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.

К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У…) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка…) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова.

К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений. К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький. Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папин, мамина).

К концу 4 года жизни звуковая сторона речи у детей усвоена.

К 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.

У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.

Словарь 5 летнего ребёнка в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество.

Когда идти на консультацию к логопеду?

Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).

  • Речевые нарушения носят устойчивый характер.
  • Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
  • Заикание.

Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков, пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но это неправильно. Существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.

Нейропсихологический подход в логопедической работе 

Как родителям ребенка четвертого года жизни развивать речь самостоятельно

 

 

Рекомендации учителя-логопеда - Официальный сайт детского сада №28 "Сказка" г.Нововошахтинскм

 

 

 

 

Формы взаимодействия логопеда и воспитателя

Графомоторные навыки

Основные стадии развития графомоторных навыков

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

МИНИ -ДИСКО "ЧАШКА-ЧАЙНИК"

Рекомендации родителям по теме "Весна -красна"

Коррекция демонстративного поведения у детей.

Развитие фонематических процессов

Веселая дыхательная гимнастика

Охрана органов речи

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРИЧИНЫ.

Развитие мелкой моторики: 

Карточки с графическим диктантом

5 идей для развития мелкой моторики с трубочками

«О чём говорить с ребёнком в семье?»

С самого детства ребенку нужна связь с окружающими его людьми, делиться своими переживаниями и мыслями с близкими. Эту необходимость можно удовлетворить в семье посредством разговоров. Особое значение имеет разговор взрослого с ребенком, потому что влияет на его умственное развитие в целом и на речь ребенка. Дети,  родители, которых много говорят и вдумчиво беседуют с детьми, развиваются намного быстрее и лучше говорят.
Темы для индивидуальных бесед разнообразны. С детьми необходимо говорить о близких, понятных,  доступных  вещах. Расскажите  своему ребёнку о себе: охарактеризуйте себя, осведомите ему свою фамилию, имя, отчество, расскажите о своей профессии, чем занимаетесь, где вы трудитесь. Так же расскажите ребёнку о нём. Назовите его фамилию, полное имя, отчество, возраст, дату рождения (число, месяц, время года). Расскажите о вашей семье: как зовут сестру, брата, бабушку, дедушку; кто старше в семье, кто младше, кто кому приходится. Обговорите со своим  ребенком, каких животных вы видели на улице, в зоопарке, их внешний вид, повадки, что они едят.  То, что ребёнок  увидел в парке, в лесу. Где отдыхал ребёнок летом. Обсудите как вести себя на дороге, на улице, в транспорте. Обговорите историю либо книгу, которую вы прочитали со своим ребенком. Попросите его рассказать, о том как он провёл день в детском саду. Когда ребенок рассказывает  о своей повседневной деятельности, он учиться запоминать, объединять предложения. В будущем он  попросит вас выслушать его.

Советы родителям.

1. Пользуйтесь каждой свободной  минутой, чтобы побеседовать с вашим ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - мама, отец, бабушка, дедушка.

3. Приобретите репродукции художественных картин, альбомы, картинки, просмотрите и обсудите их.

4. Организуйте ребёнку конкурс "Чья история увлекательнее?" привлеките к участию  всех членов семьи.

5. Запишите в тетрадь сказки и истории ребёнка. Через два либо три месяца прочитайте их совместно со своим  ребёнком, проанализируйте их.

6. Обучите своего  ребёнка составлять истории о природе, организовывать поездки на природу в выходные дни.

7. Чаще и больше беседуйте с ребёнком.

8. Задавайте как можно чаще вопросы ребёнку.

9. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов?», «Скажи какой?», «Придумай слово на заданную букву (тему)»

10. Вы должны быть примером правильной речи.

11. Поощряйте вашего ребенка помнить отдельные строки стихов, рассказов, сказок.

12. Разъяснять каждое непонятное слово обязательно.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

Профилактика речевых нарушений складывается из следующих моментов:

  1. забота о сохранности речевых органов ребенка, а также  о его физическом и нервно-психическом здоровье.
  2. создание социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

Для решения  первой задачи необходимо:

  1. избегать травм в области головы;
  2. проводить меры профилактики от заболеваний, протекающих с высокой температурой;
  3. предупреждать от простудных заболеваний органы слуха ;
  4. предупреждать травмы артикуляторных органов;
  5.  не перегружать нервную систему ребенка;

Ребенку нужно обеспечить благоприятное речевое окружение, так как дети учатся в основном по подражанию:

  1. поощрять лепет ребенка улыбкой;
  2. четко произносить простые слова;
  3. четко произносить слова, которые неправильно сказал ребенок;
  4. учить ребенка смотреть в глаза собеседнику;
  5. не «сюсюкать» с ребенком;
  6. заниматься с ребенком танцами, пением, музыкой;
  7. развивать мелкую моторику рук;
  8. нужно как можно больше разговаривать с ребенком;
  9. стимулировать речь ребенка, создавая ситуации, при которых ребенок будет выражать свои просьбы словами.

                  Жизнь ребенка нужно организовывать так, чтобы вызывать у него необходимость общения.

Нарушение речи ребенка отражается на всем его психическом развитии. В этом случае психическое развитие ребенка замедляется, что в итоге отразится на всем процессе его обучения.